10 августа 2010 / Александр Сапелин, ландшафтный архитектор, www.rfc-online.ru

Планируем миксбордер: прорабатываем детали

Изначально заданная красивая линия, форма миксбордера – это уже залог успеха. Она может сгладить огрехи в сочетаниях тех или иных растений. И наоборот, подходящие друг к другу сорта померкнут, если не заключить их в красивую "раму", не связать с другими элементами сада. Контуры будущей композиции мы уже продумали, теперь приступаем к детальному планированию.
0/5
Голосов: 0
Миксбордер на участке

Миксбордер можно назвать рядом последовательных картин. Однако многие понимают это буквально и создают несколько цветников, расположенных по одной линии. В то время как наша задача – выстроить цельную композицию, имеющую несколько "лиц" – законченных и сбалансированных.

Разглядывая миксбордер, мы обращаем внимание на окраску, форму какого-то соцветия, размер крупного растения, то есть на акцент. Одновременно видим и подчиненные ему элементы. Вместе с акцентом они составляют единую композицию. При этом "подчиненные" в одной ее части могут стать "начальниками" в соседней. Отсутствие главных и зависимых элементов – грубейшая ошибка. Две равноценные картины, расположенные рядом, скучны, ведь взору не за что "зацепиться". Когда "субординация" присутствует, глаз сам вычленит картинку вокруг акцента. Ширина "рамы" зависит от удаленности наблюдателя от миксбордера. Но в любом случае она не выходит за пределы стандартного диапазона зрения человека.

Миксбордер выглядит гораздо интереснее, если эти акценты, а соответственно, и картинки не статичны во времени. Весной на первый план выйдут луковичные, летом цветущие многолетники, осенью яркая окраска листвы, а зимой эффектная кора деревьев и кустарников. В русском саду это особенно актуально, ведь особенность нашей природы – в ее необычайной изменчивости. И нужно обыгрывать эту возможность. Согласитесь, статичные композиции, например, только из хвойных – "зимой и летом одним цветом", в средней полосе выглядят довольно странно.

Знакома ли вам ситуация, когда, любуясь своим цветником, вы вдруг понимаете, что справа или слева нужно посадить еще одно растение? Это подсознательное требование ритма. Он может быть задан повтором изменений высоты, форм кроны, цвета, фактуры растений вдоль миксбордера. Совсем не обязательно использовать одни и те же виды и сорта – просто они должны быть похожи. Чтобы ритм был заметен, достаточно 2–3 повторяющихся элементов. Когда их 4–5, человек испытывает устойчивое ощущение ритма. Однако большое количество повторов может сделать цветник монотонным. Чтобы этого избежать, можно "разбить" уже существующий ритм различными включениями.

Понятно, что от заднего плана к переднему высота растений должна уменьшаться. Но не стоит возводить математические параметры в абсолют.  Обратите внимание на природный прообраз миксбордера – опушку. Переход от стены леса к лугу постепенный: сначала крупные кустарники или даже деревья, потом травянистые растения или кустарнички. Этот пример нужно сымитировать в цветнике при переходе от стены дома или забора к газону. Ваша композиция будет более естественной и эффектной, если некоторые из растений заднего плана окажутся в среднем ряду, из среднего – в первом, а часть "обитателей" переднего плана – и вовсе среди почвопокровных, переводящих цветник в плоскость газона.

Нужно избегать посадок в параллельные ряды – в природном прообразе их нет. Даже если миксбордер расположен между забором и бегущей вдоль него дорожкой, линии посадок не должны быть параллельны этим двум прямым и даже друг другу.

Очень часто дорожка разграничивает передний план миксбордера и газон. Это вполне допустимо и бывает довольно интересным. Но есть и другой подход: можно спланировать миксбордер так, что дорожка будет то входить в него, то снова возвращаться на газон. Это поможет визуально увеличить площадь небольшого участка и сделать проход более интересным. Да и в природе редко встретишь тропинку четко по периметру опушки – чаще она скользит то в лес, то на поляну. Рядом с такой дорожкой логично посадить растения, эффектные с близкого расстояния, а на удалении от нее располагать те, что привлекают внимание издалека. Правильно расставленные акценты помогут "запрограммировать" перемещение гостя по саду, привлечь внимание к особо красивым композициям.

Выбирать местоположение миксбордера чаще всего не приходится – уже есть стена или забор, под которым его нужно разбить. Важно учитывать ориентацию по сторонам света. При южной композиция выглядит плоско, как аппликация на стене. В ней очень невыразительны пастельные тона, но эффектны ярко-красные и оранжевые. Здесь трудно добиться успеха, делая ставку на фактуру листвы или рельеф кроны. Но можно работать с цветом и ажурностью крон, с резко контрастными колебаниями высот.

При северной ориентации композиция и вовсе находится в тени. Есть немало растений, которые выносят и даже предпочитают такие условия. В основном это травянистые многолетники (купены, папоротники, клопогоны, роджерсии, хосты и прочие), но есть и древесные, например магония, гортензия, пахизандра. Пестролистные растения с белой или кремовой листвой – дерены, сныть, хосты и многие другие – станут настоящим "лучом света в темном царстве".

Наилучшего эффекта можно достичь, если миксбордер "смотрит" на восток или запад. Здесь мы увидим и необыкновенно красивый рельеф поверхности растений, и композиции в целом, и игру тени и света, проходящего сквозь цветы и листья.

Иллюстрации к материалу: ООО "Бонниер Пабликейшенз"/Анна Бершадская

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев