Ковры и кружева признаны наследием ЮНЕСКО

Изображение

В список нематериальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включены традиционное искусство плетения алансонского кружева, технология ковроделия в Азербайджане и Иране, японская техника изготовления изделий из шелка.


 

В столице Кении Найроби с 15 по 19 ноября проходит заседание Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия. На рассмотрение комитета было подано более 100 заявок от 29 стран. В список нематериальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 47 из них. Некоторые из них связаны с традиционными промыслами и архитектурой.


 

Один из наиболее известных объектов списка - матерство плетения алансонского игольного кружева во Франции. Алансонское игольное кружево, уже столетия назад ставшее легендарным, используется для светских и религиозных украшений. Кружево состоит из мотивов, соединенных друг с другом тонко переплетенными нитями. Его производство требует высокого уровня мастерства и состоит из нескольких весьма трудоемких этапов. Каждая кружевница владеет всеми этапами изготовления кружевных изделий. Навыки мастерства могут приобретаться только посредством практического обучения. Для того чтобы полностью овладеть техникой алансонского игольного кружева, необходимо от семи до десяти лет.


 

Особого внимания комитета удостоились традиции ковроделия. В список культурного наследия попали традиционные азербайджанские ковры ручной работы, а также два вида иранских ковров. Прежде всего, это шерстяные ковры из Фарса, технология подготовки к производству, плетения и окрашивания которых сопровождается массой специфических ритуалов. Кроме того, традиционное плетение ковров из города Кашана, где практически почти каждый третий житель занят плетением ковров, а среди них более двух третей – женщины. Стиль плетения фарси (также называемый ассиметричный узел) практикуется в Кашане с крайней точностью, о чем свидетельствует нижняя сторона изделий, отличающаяся тонкостью работы над узлами и правильностью ряда. Ковры Кашана обязаны своими расцветками применению натуральных красителей, полученных из марены, кожуры ореха и граната и листков винограда. Навыки по плетению традиционных ковров Кашана передаются девочкам через матерей и бабушек. Мужчины же обучаются технике рисунка, окрашивания, пострига шерсти и изготовления ткацких станков и прочих инструментов.


 

Японская техника тканья шелка Юки-цумуги, которая встречается, как правило, в городах Юки и Ояма на берегах реки Кину, на севере от Токио тоже попала в список культурного наследия ЮНЕСКО. Техника юки-цумуги используется для изготовления эпонжа (также называемого диким шелком) – легкой и теплой ткани, которая отличается мягкостью, нежна на ощупь и традиционно применяется для пошива кимоно. Изготовление материи состоит из нескольких этапов: ручное прядение шелковых оческов, ручная подготовка мотков, окрашивание нитей в индиго для последующего выполнения узоров и тканье шелка на станке со спинным ремнем. Очески шелка, из которых получают пряжу для юки-цумуги, извлекаются из пустых или деформированных коконов червей-шелкопрядов, которые не используются для изготовления шелковых нитей. Этот метод повторной обработки начального материала имеет важное значение для местных шелководов, являясь для них дополнительным заработком.


 

Корейская традиционная деревянная архитектура “даэмокжанг” тоже удостоилась внимания ЮНЕСКО. Термин «даэмокжанг» охватывает всю традиционную корейскую архитектуру из дерева и, в частности, ремесленников, использующих традиционную технику по работе с деревом. Деревянным структурам, созданным даэмокжанг, свойственна плавность линий, простота и отсутствие резьбы, что является отличительными чертами традиционной корейской архитектуры.

Иллюстрации к материалу: из открытых источников

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев