Собираюсь в дорогу. И в очередной раз думаю, что взять с собой почитать. Слава электронным книжкам, а также планшетам с их обширными библиотеками! Проблема стоит не так остро, как в былые времена бумажных книг, когда значение имел еще и вес. Но вот проблема выбора возросла на порядок.
В 1952 году молодой французский врач, Ален Бомбар, вышел в океан в хлипкой спасательной лодке экспериментальной модели, чтобы доказать, что любой потерпевший кораблекрушение имеет шанс выжить, и что срок поисков таких потерпевших должен быть увеличен. Свое плавание он описал в книге «За бортом по своей воле».
Шансы, что плавание окажется первым и последним в его жизни, были весьма велики. Молчу про «экспериментальную» модель самой лодки, так он еще и кормежки с собой из принципа не взял: у потерпевших же кораблекрушение ее может и не оказаться. Зато он взял с собой книги.
«Перед отплытием я столкнулся со старой проблемой: какие книги взять с собой, учитывая, что других уже не увидишь в течение долгих месяцев? Чтобы у меня были все жанры, я взял том Мольера, полное издание Рабле в одном томе, Сервантеса, том Ницше, драмы Эсхила на двух языках, Спинозу, избранные произведения Монтеня, а из музыкальных партитур - «Страсти» Баха и квартеты Бетховена».
На этом месте я прониклась большим уважением к школьному образованию тех времен и мест. Университетов, если мне память не изменяет, Бомбар-таки не кончал.
Партитуры сразу опускаем. «Глухому», не знающему нотной грамоты, не объяснить, как они звучат при чтении.
Ницше, которого лично я читала исключительно из чувства филологического долга, и также за-ради снотворного эффекта, в такой ситуации мог, наверное, прийтись кстати со своим гимном человеческому духу и воле.
Том рационалиста Спинозы (вот интересно, что именно в нем было? «Этика», скорей всего?) – весьма хороший способ загрузить голову так, чтобы в ней не осталось места «лишним» мыслям. Думаю, его философская антропология должна была живо трогать Бомбара. Боюсь, что у меня, окажись я (спаси Господи!) в аналогичном положении с томом Спинозы в руках (будем, все-таки, считать, что это была «Этика») наибольший интерес вызвали бы мысли об эмоциях как динамических силах. И исключительно в ключе раздумий о том, как же должны были столкнуться первичные аффекты в моей больной голове, чтобы я в итоге оказалась без крошки еды на хлипкой резиновой лодочке посреди океана. Боюсь, правда, что читать именно Спинозу сама бы при этом не смогла. Человек, способный читать Спинозу в такой обстановке… голодая, работая на пределе физических сил, сомневаясь, не отклонился ли с предполагаемого маршрута, ожидая в любой момент неожиданной волны… внушает мне величайшее уважение в качестве выдающегося интеллектуала.
Мольер, конечно же, - чтение полегче. Пожалуй, из всего списка Бомбара – единственное, что можно отнести к чтению «для отдыха и развлечения». Очень жаль, опять-таки, что не ясно, какие именно пьесы входили в том. Они ведь такие разные.
Сервантес… Сама читала «Дон Кихота» два раза. Первый раз в «адаптированном» для школьников издании с сокращениями, второй – в «полном» варианте. Есть у меня подозрение, что он был взят, как и трагедии Эсхила, чтобы поддержать внутреннюю уверенность в правильности принятого решения и укрепления духа; почерпнуть уверенность, что некоторые вещи должны быть сделаны, не смотря ни на что.
Судьба, постигшая по ходу плавания том Рабле, меня насмешила и не вызвала возмущения, хотя к Рабле я отношусь довольно нежно: «Кстати о бумаге. Для моих естественных нужд мне необходимо было пожертвовать какую-нибудь книгу. Я долго колебался и, в конце концов, пустил в ход томик Рабле, разрешив таким образом поставленную им задачу, чем лучше всего вытирать... нос.» Памятник хорош на своем, «памятном», месте. И восхищаться ими лучше всего в соответствующей моменту обстановке. По мере же ухудшения условий существования тяга к таким «эстетическим» переживаниям сильно снижается, сколько я могу судить.
В общем, кажется, том Монтеня – единственная книга из списка, которая у меня не вызывает недоумения. Афоризмы только из его «Опытов» разошлись настолько широко, что «выскакивают» практически по любому поводу, в том числе и у людей, которых вообще трудно заподозрить в умении читать: «Кому не случается сказать глупость? Беда, когда ее высказывают обдуманно.»
Действительно, «Опыты» Монтеня можно перечитывать снова и снова, каждый раз находя что-то «резонирующее». Эта книга успешно сочетает глубину с занимательностью.
А какие книги вы предпочитаете на отдыхе и в дороге?
18 июля 2013 /
Homo_Viator
Детективы:) Фантастику. Дамский роман, возможно. На отдыхе хочется чего-то легкого. Что можно бросить на любой странице и не особенно переживать, что потеряется нить повествования.