Сад «Природный ретрит» демонстрирует, как традиционные русские образы могут быть интегрированы в современный ландшафтный дизайн с учетом современных стандартов и культурных контекстов. Такая дикая природа была бы немыслима в профессиональных садах двадцать лет назад, но сейчас привлекает все больше внимания, становясь пространством для духовного возрождения и осмысления национальной идентичности через призму природы.
Растения в образе русского сада
В саду использовано 52 березы повислой (Betula pendula), посаженных по методу кенконс — шахматному расположению деревьев, широко применявшемуся в европейских усадебных парках XVIII–XIX веков.
Береза, постоянно набирающая популярность в мире садоводства, — не новичок в этом мире: ее история насчитывает 65 миллионов лет
Традиционно для такого способа использовалась липа, благодаря устойчивости к затенению и густой посадке. Примеры липового кенконса можно увидеть в исторических парках Павловска, Петергофа и усадьбы Остафьево под Москвой. Выбор березы в данном случае обусловлен ее эстетическими качествами: белоствольные деревья задают четкий ритм на зеленом фоне окрестных лугов и структурируют пространство, подчеркивая связь с русской природной идентичностью.
Образ березовой рощи традиционно ассоциируется с русской природой и культурой, являясь одним из ключевых символов национального ландшафтного наследия. Это дерево, глубоко вплетенное в исторический и духовный контекст России: от языческих времен, когда березовые рощи служили центрами религиозных обрядов и общения с духами, до народных традиций, таких как украшение храмов и домов березовыми ветками на Троицу (12 июня по новому стилю). Помимо символики, береза была важным материалом для быта — из её древесины изготавливали посуду, мебель, а береста использовалась для письма.
Одно из современных прочтений березовой рощи был спроектирован в пиксельном саду The Less, золото на фестивале Moscow Flowers Show в 2019 году (прим. редакции)
Решение сада: композиция и стиль
Особое внимание уделено осевому построению композиции сада, где «окно-прозор» в конце аллеи направлено на маяк — символ нового взгляда на мир после погружения в пространство сада.
Акцент из ржавого металла добавляет композиции современный индустриальный штрих, предлагая начать диалог между природой и технологией
Этот прием заимствования пейзажа перекликается с традициями русского усадебного садового искусства XVIII–XIX веков, когда важной составляющей было взаимодействие сада с окружающим ландшафтом и возможность непосредственного участия владельцев в жизни имения.
Круг в саду выступает как универсальный код: символ солнца, жизненной силы, возрождения и бесконечности — мотивы, глубоко укоренённые в европейской и русской культуре. В композиции его перевели на язык пространства: центральная площадка, окно-прозор диаметром 1,5 метра в конце аллеи и сомкнувшиеся кроны берез переплетаются контурами и создают неповторимый узор.
Центральный малый архитектурный формообразующий элемент (МАФ) — «Стрелы папоротника» — представляет собой художественно переосмысленное старое дерево, которое получило новую жизнь в саду. Все материалы, используемые в проекте, натуральны, что соответствует современным трендам экологического ландшафтного дизайна.
В жесткую геометрическую планировку интересно врывается естественная составляющая: среди четких модулей вплетена витиеватая лента почвопокровных посадок
Подлесок в березовой роще сформирован щучкой дернистой (Phalaris arundinacea), создающей монохромный зеленый фон для цветущих луговых растений — герани (Geranium) и волжанки (Aruncus).
Вам не нужны новые, причудливые растения, чтобы создать успешную схему посадки. Большинство растений, представленных в этом дизайне, существуют рядом с нами уже давно, и на это есть веская причина — они отлично себя проявляют
В мощении зритель любуется не мозаичным узором привычной кладки, а рисунком материалов и их сочетаниями. Для дорожек была выбрана каспийская галька с оттенками, перекликающимися с белыми стволами берез и древесными элементами настилов, идеальных по своим качествам для занятий йогой на свежем воздухе.
В сад также интегрирована лавочка из старого дуба, найденного неподалёку в лесу — пример органичного включения природных материалов в современный ландшафт.
Материалы и выполненные из них элементы заставляют нас обратить внимание не на узоры, а на взаимодействие поверхностей друг с другом: дерево и камень, дерево и металл
Пространственно сад считывается как зеленый куб посреди поля, подчиняясь архитектурному ритму соседних домов-барнов (barnhouse). Такое решение отражает тенденцию интеграции ландшафта и архитектуры, где сад продолжает жилое пространство, становясь местом для личного и духовного общения.
Проект выражает важную тенденцию ландшафтной индустрии — возвращение к историческим мотивам и национальной идентичности через призму устойчивого дизайна и экологичности. Влияние архитектуры на сознание человека давно признано, но и ландшафтная архитектура обладает не меньшим потенциалом воздействовать на эмоциональное состояние и восприятие пространства.
Растения природного облика, дикие и видовые могут быть необычайно эффектны, если их правильно сгруппировать
При всем этом, как ни странно, жесткая структура, прямоугольная в плане и не изобилующая изысканными деталями, очень эффектно смотрится в сочетании с подчеркнуто живописным общим стилем. Такая геометрия сада на фоне свободного природного ландшафта способствует концентрации внимания и внутреннему равновесию посетителей.
Можно ли перенять идеи сада «Природный ретрит» для собственного участка?
В целом, смелые и продуманные решения конкурсных и фестивальных проектов, адаптированные под ваши условия и вкусы, помогут сделать любой сад уникальным и комфортным, но не нужно их слепо копировать.
Например, для частных территорий берёзы часто создают определённые неудобства: опадающая листва и ветки могут засорять ливневую канализацию. Поэтому многие мои клиенты предпочитают не высаживать берёзы на своих участках. Ещё одна распространённая претензия связана с поверхностной корневой системой этих деревьев, которая активно поглощает влагу из почвы вокруг. Однако эту проблему можно решить, грамотно подбирая почвопокровные и многолетние растения, способные компенсировать такой эффект.
Что касается малых архитектурных форм, представленных в моём проекте, например, скульптуры из деревянных спилов, их можно успешно использовать и на небольших участках. Такие элементы выглядят органично и гармонично вписываются в пространство. Аналогичную, но немного иную скульптуру из спилов мы создавали на фестивале в Царицыно — в ночной подсветке она смотрелась особенно эффектно. Если вам надоели традиционные садовые украшения вроде лебедей из шин, гномов или матрёшек, то вариант с деревянными спилами может стать интересной альтернативой для самостоятельного творчества.
Металлические бордюры я рекомендую для частных садов: они долговечны и эстетичны. Также однозначно стоит обратить внимание на зелёные плотные изгороди из мелколистной липы (Tilia cordata). Это дерево отличается высокой пластичностью и неприхотливостью, позволяя создавать различные формы — от простых шаров до сложных шпалер.
Особое внимание заслуживает приём с круглым «окном» в зелёной стене, открывающим вид на близлежащий пейзаж. Он уместен на участках с живописными природными картинами и сооружениями, помогает гармонично заимствовать эффектные виды.
Желаю смелых и гармоничных решений при оформлении вашего сада!
Фото: Оксана Черных, ландшафтный дизайнер и автор сада "Природный ретрит", лауреат фестиваля "Сады и наука" в Царицыно 2025
Дзен-канал: Садовник Агаты Кристи
Телеграм-канал: Садовник Агаты Кристи
Сайт: оксаначерных.рф