18 садов фестиваля "Сады и наука" в Царицыно, что нужно успеть посмотреть до 31 августа

18 садов фестиваля "Сады и наука" в Царицыно, что нужно успеть посмотреть до 31 августа

Не упустите уникальную возможность окунуться в мир природы и науки на фестивале исторических садов в Царицыно! С 22 по 31 августа 2025 года открытая территория напротив оранжерейных комплексов превратилась в ландшафтную выставку, где можно посмотреть очень интересные работы и познакомиться с трендами садового дизайна

5/5
Голосов: 1
Фестиваль садов в Царицыно 2025

Фестиваль исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно» отмечает уже восьмой год. В 2025 году тема особенно вдохновляющая — «Сады и наука». Восемнадцать интересных ландшафтных композиций, созданных по итогам открытого конкурса и совместно с партнерами фестиваля, красивое вечернее освещение, вдумчивый подход к концепциям – здесь каждый сможет найти что-то интересное для себя. Мы обязательно расскажем подробно отдельно о самых интересных проектах, а сейчас предлагаем краткое описание, чтобы вы не упустили возможность посетить фестиваль.

4 внеконкурсных сада и 1 спецпроект Царицыно 2025

Vita Structura

  • 100 м2
  • Партнер сада – Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева
  • Автор – Наталья Вялых

Зачем идти и что смотреть: 

  1. Если есть дети – показать им устройство клетки в объеме, научный микроскоп и аппарат Гольджи.
  2. ​Посмотреть вживую на венериных мухоловок у берега, насладиться черной гладью воды.
  3. Убедиться, что орхидея фаленопсис может оставаться в открытом грунте при ночной температуре +8°С.
  4. Сделать селфи на фоне белоснежного садового павильона. Совет: дождитесь закатного солнца и легкого тумана над водой.

Новое будущее

  • 100 м2
  • Партнер сада – Креативное бюро «Глазами инженера»
  • Автор – Юлия Нечаева (золото "Сады и люди" 2024; "Гжель" в «Царицыно» 2024)

Зачем идти и что смотреть: 

Потрясающая имитация лесостепных южных районов нашей страны, включая аллеи из 20 экземпляров тополя китайского пирамидального.

  1. 3,5 тысячи многолетников с сизой и пшеничной листвой, высаженные за неполные 10 дней.
  2. Кабинет советского ученого-геолога под открытым небом: архитектура модернизма и эффектные конструкции с оригинальными советскими стеклоблоками, специально привезенными из Уфы.
  3. Вечернее освещение захватывает дух, а светильники с горячей эмалью на меди вообще невероятны.

Атом: невидимая гармония

  • 50 м2
  • Партнер сада – Музей «АТОМ»
  • Автор – Мария Гельфанд

Зачем идти и что смотреть:

Сегодня государственная корпорация Росатом – это не только передовые разработки в области термоядерного синтеза, но и технологии «зелёной» энергетики. 

  1. Сад-воронка, зеленый амфитеатр с великолепной инсталляцией и туманной установкой.
  2. Интересное вертикальное озеленение с вероникой нитевидной и вербейником монетчатым.
  3. Красивый партер из хвойных, многолетников природного облика, кустарников с пурпурной листвой, включая пузыреплодник калинолистный Little Devil.

Блуждающий сад «Я иду искать!»

  • 50 м2
  • Автор идеи – Катя Бочавар
  • Автор проекта – ландшафтный архитектор Наталья Климова

Блуждающий сад переехал к 3-му Кавалерийскому корпусу (Фото: Сергей Елисеев)

Зачем идти и что смотреть:

  1. Садовый квест, как продолжение выставки «Я иду искать!» в Хлебном доме. В течение фестивальной недели контейнерный мобильный Сад перемещается с места на место в сопровождении песен и танцев, под музыку народных инструментов в стилистике народных гуляний.
  2. Найти и разгадать фразы из словаря Даля и емкие высказывания из новой книги писательницы Евгении Некрасовой.
  3. Петь и танцевать вместе с музыкантами. Например, 28 августа в 18:30 сад переедет к сцене "Чаепитие", ожидается читка книги «Уклады». Читают авторы: Дима Захаров, Аня Шипилова, Оля Птицева.
  4. Понять, как растения, высаженные в контейнеры из паллет, отражают младенчество, детство, молодость, зрелость и старость, согласуясь с выставкой.

Symbiosis. Сад в японском стиле (спецпроект)

  • 104 м2
  • Автор – Юлия Нечаева, архитектурная студия Latifundia

Зачем идти и что смотреть:

  • Удивительной красоты круговой водопад с керамическими бамбуками, отсылающий к традиционному для Японии способу сбора дождевой воды по цепям.
  • Мощение из природного камня по традиционным японским технологиям.
  • Точная геопластика, позволяющая расположить дикую, природную лесную зону на небольшом возвышении.
  • Стильный набор растений, тонкая игра света и тени, фантастическое вечернее освещение.

3 крупных конкурсных сада

DA VINCI

  • 130 м2
  • Автор – Наталья Климова

Зачем идти и что смотреть:

  1. Главный объект – эффектный водоем прямоугольной формы, в центре которого, на небольшом острове возвышается стильная беседка в виде лабиринта из картена. 
  2. Красивые классические посадки любимых публикой розовеющих метельчатых гортензий, шаровидных туй, белоокаймленных деренов, нимфей.
  3. В лабиринте зеркал и отражений спрятаны скульптуры, работы Да Винчи, рисунки и чертежи ученого.

Аллегория

  • 100 м2
  • Авторы сада – Михаил Судаков-старший, Мария Ожерельева, Михаил Судако-младший, Александр Шаронин, Екатерина Шаронина, Андрей Панасьянц

Зачем идти и что смотреть:

  • Работа настоящих профессионалов и мастеров, учителей не одного поколения ландшафтных дизайнеров.
  • В аллегорической форме языком растений показана победа естественности над зарегулированностью, пейзажного стиля над садовым барокко.
  • Удивительные отражения картеновских конструкций в черной глади воды, объемное ночное освещение.
  • Красивые переходы от крупных мазков – природных, выраженных лесными растениями, к остаткам барочного партера, лесные и водные цветники, удивительные отмели и мастерски исполненная береговая линия.

Исходный код

  • 100 м2
  • Автор – Оксана Черных

Зачем идти и что смотреть:

  1. Осмыслить гипотезу о взаимодействии деревьев с помощью сетей грибного мицелия и разглядеть в посадках признаки материнской платы.
  2. В метафорической форме здесь роль жесткого диска и главного дерева выполняет скульпутра из спилов, передающая через грибницу молодым елям свои питательные вещества и предупреждающая их об опасностях. 
  3. Прекрасный образец лесного сада и свойственного ему взаимодействия мха, подстилочных растений, тенелюбивых многолетников, кустарников и деревьев.
  4. Интересная экологическая тропа с использованием бревен, отсыпки из змеевика  и гранита, сетчатого модульного мощения, сетчатые кубы, наполненные травой, могут трактоваться как модули или носители природной информации.

3 средних конкурсных сада

(Не)видимое наследие Марии Кюри

  • 50 м2
  • Группа авторов – Катерина Аринина, Марина Родина, Валентина Королёва, Александра Дмитриева, Никита Плешаков, Артем Туезаров

Зачем идти и что смотреть:

  1. Языком контейнерных композиций в пяти тематических зонах продемонстрированы все открытые Кюри элементы (и невидимые тоже), в том числе есть зона, оформленная в честь получения Нобелевской премии, и лекарственные растения, как символ прикладной пользы высокой науки.
  2. Интересное планировочное решение с крупными вертикальными объемами.
  3. Интригующее вечернее и ночное освещение по-новому демонстрирует объекты.
  4. Невидимые на первый взгляд, спрятанные детали и объекты, связанные с Кюри (не будем подсказывать, запишитесь на экскурсию и обязательно найдёте).

Башня

  • 50 м2
  • Группа авторов – ООО «Ла Планта» в лице Евгении Шипиловой, Елизаветы Елисеевой, Анастасии Веселовой, а также Любовь Тюрина

Зачем идти и что смотреть:

На небольшой территории команда нижнегородских ландшафтных дизайнеров смогла рассказать интересную историю. Первая в мире гиперболоидная башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Теперь это объект культурного наследия, восстановленный и необычайно красивый. 

  1. Миниатюрная модель выполнена в виде несущей сетчатой оболочки, некоторые элементы повторяются в деталях сада.
  2. Боярышник мелколистный, довольно редкое для средней полосы растение, прекрасно вписался на территорию, свойственную засухоустойчивым растениям на переднем плане. Красив, фактурен, приковывает взгляд.
  3. Прекрасный крымский ракушечник хорошо делит зоны от пустошей к сухим лугам.
  4. Дихроичные линзы сказочно расцвечивают дорожки в разноцветном спектре. Вечером сад преображается, становится нарядным.

Зеленая нейробиология

  • 50 м2
  • Группа авторов – ландшафтное бюро «Виридис»

Зачем идти и что смотреть:

Авторы призывают замедлиться, снизить тревожность и вернуться к главному – к эмоциям и чувствам, к новым идеям и вдохновению.

  1. На гармонию работает цвет композиций, освещение, картина на мольберте, звуки воды и плавной музыки, доносящейся из виртуозно вписанного механического пианино-водопада, запахи растений. 
  2. Увидеть себя в садовом зеркале после небольшого путешествия, открывающего разные чувственные грани.
  3. Полюбоваться на нимфеи в небольшом садовом прудике.
  4. Неспеша погулять, потрогать колоски злаков.

5 малых конкурсных садов

Ивовый код

  • 20 м2
  • Автор – Екатерина Кутишкина

Зачем идти и что смотреть:

  • Сад очень наглядно рассказывает историю открытия аспирина, известного как ацетилсалициловая кислота. В его составе ива – salix, и таволга, первоначально ошибочно относимая к виду Spirea. Эти два растения и оформляют зеленое пространство сада.
  • В саду можно присесть на скамейку-блистер с подушками-таблетками, зарядить телефон, посмотреть на формулу аспирина и подумать над тем, что наблюдения за природой приводят к поистине великим открытиям.

Сад Канта

  • 20 м2
  • Группа авторов – Елена Коншу, Валерия Коншу

Зачем идти и что смотреть:

1 Удивительные находки авторов, с помощью которых сад напоминает известные факты о жизни ученого:

  • Арка с высказыванием "Имей смелость пользоваться разумом";
  • «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Эту цитату помогут осмыслить стики Веры Седовой – два глаза, смотрящие на звезды в одной стороне сада, и звезды во входной зоне;
  • фиолетовые и сиреневые многолетние растения как цвет философии;
  • перовския, она же русская лаванда, как отсылка к российскому гражданству Канта;
  • душевник котовниковый, высаженный вокруг фонтанчика, располагающий к мудрым беседам;
  • кровохлебка, чьи соцветия напоминают о любимом сухом красном вине Канта;
  • садовая мебель, дневник в кожаном переплете, старинное перо с чернильницей;
  • тропинка для ежедневной прогулки философа и солнечные часы (поскольку маэстро выходил гулять всегда в одно и то же время, и местные жители могли сверять по нему часы):
  • краеугольный камень и камень преткновения и еще много других прекрасных сюрпризов.

2 Красивые растения, свойственные Калининграду – сосны, лаванда, девичий виноград, яблони, липы.

3 Завораживающая атмосфера и особая фотогеничность в ночном освещении.

QR-сад

  • 20 м2
  • Группа авторов – Евгения Савкина, Диляра Дружкова, Галина Бекетова

Зачем идти и что смотреть:

  1. Красивая цветовая палитра, выдержанная в красновато-пурпурных и зеленых тонах.
  2. Четкий геометризм посадок и объемные стальные конструкции, отсылающие к ячейкам qr-кода.
  3. Эффектные садовые фонари на столбиках и садовая мебель из картена.
  4. Рябинник рябинолистный Cherry on Top с шоколадной листвой.

Кузнечик дорогой

  • 20 м2
  • Автор – Наталья Бурдина

Зачем идти и что смотреть:

Стихотворение «Кузнечик дорогой…» (1761) было написано Михаилом Ломоносовым на лоне природы, вызывающей у него неизменное восхищение. 

  1. Контейнерный сад с центральной композицией на постаменте.
  2. Авторская мозаика, отсылающая к работам Ломоносова над изготовлением цветных прозрачных и непрозрачных смальт (стекол).
  3. Садовая мебель и декор в стиле Версаля, модного в ту эпоху.

Эффект одуванчика

  • 20 м2
  • Автор и создатель – Любовь Усатова, создатели также: Эльвира Глухова, Дарья Огородникова, Вячеслав Петрушин.

Зачем идти и что смотреть:

  • Неспонсорский сад, созданный дружеским коллективом на свои кровные и из собственных растений.
  • Внятная концепция круговой планировки и центрального объекта вдохновлена семечком одуванчика – прообраза парашюта и открывателя новых земель. Оказывается, у связи технологий с природными формами есть свой термин – биомиметика, и это можно узнать, пообщавшись с автором сада.
  • Красивый осенний цветник с уместными солнечными светильниками, особый вечерний шарм.

Подробности о самых интересных садах мы обязательно расскажем чуть позже. Но сейчас самое главное — не пропустить время! До 31 августа включительно у вас есть уникальный шанс лично посетить фестиваль и насладиться красотой и мудростью.

Иллюстрации к материалу: Леля Голованова

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ