Фестиваль исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно» отмечает уже восьмой год. В 2025 году тема особенно вдохновляющая — «Сады и наука». Восемнадцать интересных ландшафтных композиций, созданных по итогам открытого конкурса и совместно с партнерами фестиваля, красивое вечернее освещение, вдумчивый подход к концепциям – здесь каждый сможет найти что-то интересное для себя. Мы обязательно расскажем подробно отдельно о самых интересных проектах, а сейчас предлагаем краткое описание, чтобы вы не упустили возможность посетить фестиваль.
4 внеконкурсных сада и 1 спецпроект Царицыно 2025
Vita Structura
- 100 м2
- Партнер сада – Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева
- Автор – Наталья Вялых
Зачем идти и что смотреть:
- Если есть дети – показать им устройство клетки в объеме, научный микроскоп и аппарат Гольджи.
- Посмотреть вживую на венериных мухоловок у берега, насладиться черной гладью воды.
- Убедиться, что орхидея фаленопсис может оставаться в открытом грунте при ночной температуре +8°С.
- Сделать селфи на фоне белоснежного садового павильона. Совет: дождитесь закатного солнца и легкого тумана над водой.
Новое будущее
- 100 м2
- Партнер сада – Креативное бюро «Глазами инженера»
- Автор – Юлия Нечаева (золото "Сады и люди" 2024; "Гжель" в «Царицыно» 2024)
Зачем идти и что смотреть:
Потрясающая имитация лесостепных южных районов нашей страны, включая аллеи из 20 экземпляров тополя китайского пирамидального.
- 3,5 тысячи многолетников с сизой и пшеничной листвой, высаженные за неполные 10 дней.
- Кабинет советского ученого-геолога под открытым небом: архитектура модернизма и эффектные конструкции с оригинальными советскими стеклоблоками, специально привезенными из Уфы.
- Вечернее освещение захватывает дух, а светильники с горячей эмалью на меди вообще невероятны.
Атом: невидимая гармония
- 50 м2
- Партнер сада – Музей «АТОМ»
- Автор – Мария Гельфанд
Зачем идти и что смотреть:
Сегодня государственная корпорация Росатом – это не только передовые разработки в области термоядерного синтеза, но и технологии «зелёной» энергетики.
- Сад-воронка, зеленый амфитеатр с великолепной инсталляцией и туманной установкой.
- Интересное вертикальное озеленение с вероникой нитевидной и вербейником монетчатым.
- Красивый партер из хвойных, многолетников природного облика, кустарников с пурпурной листвой, включая пузыреплодник калинолистный Little Devil.
Блуждающий сад «Я иду искать!»
- 50 м2
- Автор идеи – Катя Бочавар
- Автор проекта – ландшафтный архитектор Наталья Климова
Блуждающий сад переехал к 3-му Кавалерийскому корпусу (Фото: Сергей Елисеев)
Зачем идти и что смотреть:
- Садовый квест, как продолжение выставки «Я иду искать!» в Хлебном доме. В течение фестивальной недели контейнерный мобильный Сад перемещается с места на место в сопровождении песен и танцев, под музыку народных инструментов в стилистике народных гуляний.
- Найти и разгадать фразы из словаря Даля и емкие высказывания из новой книги писательницы Евгении Некрасовой.
- Петь и танцевать вместе с музыкантами. Например, 28 августа в 18:30 сад переедет к сцене "Чаепитие", ожидается читка книги «Уклады». Читают авторы: Дима Захаров, Аня Шипилова, Оля Птицева.
- Понять, как растения, высаженные в контейнеры из паллет, отражают младенчество, детство, молодость, зрелость и старость, согласуясь с выставкой.
Symbiosis. Сад в японском стиле (спецпроект)
- 104 м2
- Автор – Юлия Нечаева, архитектурная студия Latifundia
Зачем идти и что смотреть:
- Удивительной красоты круговой водопад с керамическими бамбуками, отсылающий к традиционному для Японии способу сбора дождевой воды по цепям.
- Мощение из природного камня по традиционным японским технологиям.
- Точная геопластика, позволяющая расположить дикую, природную лесную зону на небольшом возвышении.
- Стильный набор растений, тонкая игра света и тени, фантастическое вечернее освещение.
3 крупных конкурсных сада
DA VINCI
- 130 м2
- Автор – Наталья Климова
Зачем идти и что смотреть:
- Главный объект – эффектный водоем прямоугольной формы, в центре которого, на небольшом острове возвышается стильная беседка в виде лабиринта из картена.
- Красивые классические посадки любимых публикой розовеющих метельчатых гортензий, шаровидных туй, белоокаймленных деренов, нимфей.
- В лабиринте зеркал и отражений спрятаны скульптуры, работы Да Винчи, рисунки и чертежи ученого.
Аллегория
- 100 м2
- Авторы сада – Михаил Судаков-старший, Мария Ожерельева, Михаил Судако-младший, Александр Шаронин, Екатерина Шаронина, Андрей Панасьянц
Зачем идти и что смотреть:
- Работа настоящих профессионалов и мастеров, учителей не одного поколения ландшафтных дизайнеров.
- В аллегорической форме языком растений показана победа естественности над зарегулированностью, пейзажного стиля над садовым барокко.
- Удивительные отражения картеновских конструкций в черной глади воды, объемное ночное освещение.
- Красивые переходы от крупных мазков – природных, выраженных лесными растениями, к остаткам барочного партера, лесные и водные цветники, удивительные отмели и мастерски исполненная береговая линия.
Исходный код
- 100 м2
- Автор – Оксана Черных
Зачем идти и что смотреть:
- Осмыслить гипотезу о взаимодействии деревьев с помощью сетей грибного мицелия и разглядеть в посадках признаки материнской платы.
- В метафорической форме здесь роль жесткого диска и главного дерева выполняет скульпутра из спилов, передающая через грибницу молодым елям свои питательные вещества и предупреждающая их об опасностях.
- Прекрасный образец лесного сада и свойственного ему взаимодействия мха, подстилочных растений, тенелюбивых многолетников, кустарников и деревьев.
- Интересная экологическая тропа с использованием бревен, отсыпки из змеевика и гранита, сетчатого модульного мощения, сетчатые кубы, наполненные травой, могут трактоваться как модули или носители природной информации.
3 средних конкурсных сада
(Не)видимое наследие Марии Кюри
- 50 м2
- Группа авторов – Катерина Аринина, Марина Родина, Валентина Королёва, Александра Дмитриева, Никита Плешаков, Артем Туезаров
Зачем идти и что смотреть:
- Языком контейнерных композиций в пяти тематических зонах продемонстрированы все открытые Кюри элементы (и невидимые тоже), в том числе есть зона, оформленная в честь получения Нобелевской премии, и лекарственные растения, как символ прикладной пользы высокой науки.
- Интересное планировочное решение с крупными вертикальными объемами.
- Интригующее вечернее и ночное освещение по-новому демонстрирует объекты.
- Невидимые на первый взгляд, спрятанные детали и объекты, связанные с Кюри (не будем подсказывать, запишитесь на экскурсию и обязательно найдёте).
Башня
- 50 м2
- Группа авторов – ООО «Ла Планта» в лице Евгении Шипиловой, Елизаветы Елисеевой, Анастасии Веселовой, а также Любовь Тюрина
Зачем идти и что смотреть:
На небольшой территории команда нижнегородских ландшафтных дизайнеров смогла рассказать интересную историю. Первая в мире гиперболоидная башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Теперь это объект культурного наследия, восстановленный и необычайно красивый.
- Миниатюрная модель выполнена в виде несущей сетчатой оболочки, некоторые элементы повторяются в деталях сада.
- Боярышник мелколистный, довольно редкое для средней полосы растение, прекрасно вписался на территорию, свойственную засухоустойчивым растениям на переднем плане. Красив, фактурен, приковывает взгляд.
- Прекрасный крымский ракушечник хорошо делит зоны от пустошей к сухим лугам.
- Дихроичные линзы сказочно расцвечивают дорожки в разноцветном спектре. Вечером сад преображается, становится нарядным.
Зеленая нейробиология
- 50 м2
- Группа авторов – ландшафтное бюро «Виридис»
Зачем идти и что смотреть:
Авторы призывают замедлиться, снизить тревожность и вернуться к главному – к эмоциям и чувствам, к новым идеям и вдохновению.
- На гармонию работает цвет композиций, освещение, картина на мольберте, звуки воды и плавной музыки, доносящейся из виртуозно вписанного механического пианино-водопада, запахи растений.
- Увидеть себя в садовом зеркале после небольшого путешествия, открывающего разные чувственные грани.
- Полюбоваться на нимфеи в небольшом садовом прудике.
- Неспеша погулять, потрогать колоски злаков.
5 малых конкурсных садов
Ивовый код
- 20 м2
- Автор – Екатерина Кутишкина
Зачем идти и что смотреть:
- Сад очень наглядно рассказывает историю открытия аспирина, известного как ацетилсалициловая кислота. В его составе ива – salix, и таволга, первоначально ошибочно относимая к виду Spirea. Эти два растения и оформляют зеленое пространство сада.
- В саду можно присесть на скамейку-блистер с подушками-таблетками, зарядить телефон, посмотреть на формулу аспирина и подумать над тем, что наблюдения за природой приводят к поистине великим открытиям.
Сад Канта
- 20 м2
- Группа авторов – Елена Коншу, Валерия Коншу
Зачем идти и что смотреть:
1 Удивительные находки авторов, с помощью которых сад напоминает известные факты о жизни ученого:
- Арка с высказыванием "Имей смелость пользоваться разумом";
- «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Эту цитату помогут осмыслить стики Веры Седовой – два глаза, смотрящие на звезды в одной стороне сада, и звезды во входной зоне;
- фиолетовые и сиреневые многолетние растения как цвет философии;
- перовския, она же русская лаванда, как отсылка к российскому гражданству Канта;
- душевник котовниковый, высаженный вокруг фонтанчика, располагающий к мудрым беседам;
- кровохлебка, чьи соцветия напоминают о любимом сухом красном вине Канта;
- садовая мебель, дневник в кожаном переплете, старинное перо с чернильницей;
- тропинка для ежедневной прогулки философа и солнечные часы (поскольку маэстро выходил гулять всегда в одно и то же время, и местные жители могли сверять по нему часы):
- краеугольный камень и камень преткновения и еще много других прекрасных сюрпризов.
2 Красивые растения, свойственные Калининграду – сосны, лаванда, девичий виноград, яблони, липы.
3 Завораживающая атмосфера и особая фотогеничность в ночном освещении.
QR-сад
- 20 м2
- Группа авторов – Евгения Савкина, Диляра Дружкова, Галина Бекетова
Зачем идти и что смотреть:
- Красивая цветовая палитра, выдержанная в красновато-пурпурных и зеленых тонах.
- Четкий геометризм посадок и объемные стальные конструкции, отсылающие к ячейкам qr-кода.
- Эффектные садовые фонари на столбиках и садовая мебель из картена.
- Рябинник рябинолистный Cherry on Top с шоколадной листвой.
Кузнечик дорогой
- 20 м2
- Автор – Наталья Бурдина
Зачем идти и что смотреть:
Стихотворение «Кузнечик дорогой…» (1761) было написано Михаилом Ломоносовым на лоне природы, вызывающей у него неизменное восхищение.
- Контейнерный сад с центральной композицией на постаменте.
- Авторская мозаика, отсылающая к работам Ломоносова над изготовлением цветных прозрачных и непрозрачных смальт (стекол).
- Садовая мебель и декор в стиле Версаля, модного в ту эпоху.
Эффект одуванчика
- 20 м2
- Автор и создатель – Любовь Усатова, создатели также: Эльвира Глухова, Дарья Огородникова, Вячеслав Петрушин.
Зачем идти и что смотреть:
- Неспонсорский сад, созданный дружеским коллективом на свои кровные и из собственных растений.
- Внятная концепция круговой планировки и центрального объекта вдохновлена семечком одуванчика – прообраза парашюта и открывателя новых земель. Оказывается, у связи технологий с природными формами есть свой термин – биомиметика, и это можно узнать, пообщавшись с автором сада.
- Красивый осенний цветник с уместными солнечными светильниками, особый вечерний шарм.